МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, взрослым, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты. 

 

Что это такое — адаптация?

Это привыкание или приспособление организма к совершенно новой обстановке. Для ребенка детский сад является новым неизвестным еще пространством, с новыми отношениями и окружением.
Адаптация, как правило, протекает сложно, но бывает что ребенок адаптируется легко, благодаря заранее обговоренным моментам.
Попробуем подробнее разобраться в самом процессе адаптации. Во-первых, он требует немалых затрат психической энергии, поэтому зачастую провоцирует напряжение и даже перенапряжение физических и психических сил организма. Во-вторых, в ранее стабильную и размеренную жизнь ребенка «врываются» новые условия:
•    отсутствие рядом самых близких – мамы, папы, бабушек с дедушками;
•    необходимость соблюдать четкий распорядок дня;
•    постоянный контакт с большим числом ровесников, ранее незнакомых ребенку;
•    внезапное уменьшение количества личного внимания к малышу – теперь уже он не «центр вселенной», как был раньше для мамы, да и даже самой гуманной и любящей воспитательнице вряд ли под силу уделять море внимания каждому ребенку;
•    необходимость подчинения и послушания перед ранее незнакомым взрослым – воспитателем.
Уже этих нескольких факторов достаточно для того, чтобы утверждать, что жизнь ребенка кардинально меняется, он находится в нервно-психическом напряжении, на грани срыва и ощущает стресс в полной мере. Кроме того, часто наблюдаются такие нарушения:

1.    Нарушения сна. Ребенок может отказываться засыпать в одиночку, или просыпаться по ночам.
2.    Снижение или потеря аппетита.
3.    Регрессия речи – порой малыш, уже прекрасно умеющий говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в младенчество, начинает употреблять облегченные слова и односложные предложения.
4.    Потеря навыков самообслуживания. Так же внезапно оказывается, что ребенок «не умеет» самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, кушать, пользоваться носовым платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко справлялся.
5.    Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный  вдруг может стать «заторможенным», медлительным, неуверенным в себе. Или, наоборот, ребенок становится неуправляемым, гиперактивным, чего раньше за ним не наблюдалось.
6.    Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее любопытный «почемучка» перестает интересоваться новыми игрушками, не хочет знакомиться с другими детками. Он словно впадает в зимнюю спячку, и его познавательная активность угасает.
7.    Снижение социальной активности. Ребенок может отказываться идти на контакт с ровесниками и воспитателем. Даже оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми, напряженными, неконтактными, беспокойными.
8.    Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у ребенка обычно сильнее выражены негативные эмоции: хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный, страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама не придет за ним), гнев, агрессия. Может создаваться впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива от него вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка, веселая игра).
9.    Снижение иммунитета. В период адаптации падает сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего он может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.
Родители должны понимать, что все эти изменения – не каприз ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не зависящие от его воли. И, как только адаптация закончится, все эти негативные сдвиги уйдут. Многие мамы ждут, чтобы это случилось в первые дни в садике, и могут испытывать разочарование или даже сердиться на ребенка, когда этого не происходит. Но, по мнению специалистов, средняя продолжительность адаптации к детсаду – минимум 3–4 недели, и иногда она может растягиваться на 2–4 месяца. Помните, что ваш ребенок – индивидуален, и не торопите события. Подобные различия говорят о разных типах адаптации. Итак, психологи выделяют:

1. Легкая адаптация – составляет 3-4 недели. Такой тип адаптации переживает почти половина детей. Ребенок посещает сад без особых потерь, и даже присутствует желание туда идти. Все изменения, описанные нами раньше, обычно кратковременны, быстро проходят и не вызывают болезни.
Такой ребенок:
•    входит в группу спокойно, внимательно осматривается;
•    смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается;
•    может при необходимости попросить о помощи;
•    сам способен завязывать контакты;
•    может сам себя занять, в игре использует предметы-заменители, то есть играет «понарошку»;
•    находится в стабильном спокойном или бодром настроении;
•    в меру эмоционален, его эмоции легко распознать;
•    принимает установленные правила поведения;
•    нормально реагирует на одобрение или замечание, и после самостоятельно изменяет свое поведение;
•    умеет доброжелательно относиться к другим детям, играть рядом с ними.
2. Адаптация средней тяжести. Дети в этой группе начинают часто болеть, но до нервных расстройств дело не доходит. Подобная реакция организма малыша вполне объяснима: в садике дети начинают активно «обмениваться» различными инфекциями, которые для одних могут быть совсем безобидными, а для других – опасными. Поэтому у многих деток в период адаптации к садику начинаются разные ОРЗ и ОРВИ. В данном случае помочь ребенку может врач – своевременно принятые меры снизят риск заболевания, и его адаптация приблизится к благоприятной.
Ребенок, переживающий адаптацию средней степени:
•    соглашается общаться, когда ему нравятся действия воспитателя;
•    после первых минут напряжения постепенно готов вступать в контакт с другими детьми, может развернуть игру;
•    адекватно реагирует на поощрения и замечания в свой адрес;
•    может проводить своеобразный эксперимент, нарушая нормы и правила поведения.
Адаптация данного типа протекает в среднем месяц-полтора, иногда в процессе привыкания ребенок заболевает. Но, как правило, болезнь не дает каких-либо осложнений.
3. Тяжелая адаптация. В таких случаях ребенок склонен реагировать на смену обстановки не только простудными болезнями, но и нервным срывом. Такой вариант, естественно, самый неблагоприятный.
При этом типе адаптации ребенок:
•    не идет на контакт, или соглашается общаться только с помощью родителей;
•    встревожен, замкнут;
•    не задерживает внимания на игрушках, переходит от одной к другой;
•    не может развернуть игру;
•    пугается в ответ на замечание или поощрение воспитателя, ищет поддержку мамы, или вообще не реагирует.
Помочь ребенку, переживающему тяжелую адаптацию, может педиатр и детский психолог, в некоторых случаях – невропатолог. И, конечно же, не стоит забывать о важной роли родителей в этом нелегком процессе привыкания.
Конечно, все эти типы адаптации весьма условны. Ведь каждый ребенок по-своему привыкает к новой жизни в садике. Кому-то на адаптацию необходима всего неделя, кому-то – месяц, а кому-то, может, и полгода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов, в том числе от:
•    темперамента малыша. Обычно холерики и меланхолики приспосабливаются к новым условиям хуже и дольше, чем сангвиники;
•    состояния здоровья ребенка;
•    обстановки в семье;
•    уровня готовности родителей (да-да, именно так!) к такому важному событию в жизни ребенка.

 

Как помочь ребенку приспособиться в детском саду?

 

 

 

Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив ребенка навыкам самостоятельности. Он должен уметь:
•    самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
•    умываться;
•    одеваться и раздеваться;
•    пользоваться горшком;
•    пользоваться носовым платочком.Когда ребенок овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.
Чтобы ребенку было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.
Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда ему под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с ребенком дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

 

2. Настраивайте ребенка на положительный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте ребенку, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

 

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада. То есть, ориентировочно ваш распорядок дня должен быть таким как в детском саду.

 

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на кого-нибудь и из-за этого не хочет идти в сад, осторожно расспросите ребенка, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте.
Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Дайте ему время привыкнуть ко всему новому, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять.

 

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке.

 

6. Говорите ребенку, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

 

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

 

8. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь ему сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

 

9. Уходя, расставайтесь с ребенком быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

 

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет ему быстрее привыкнуть к новым условиям.

 

11. Если ребенку очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель его отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

 

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

 

13. Дайте ему в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, ребенок станет гораздо спокойнее.

 

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку он возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

 

15. Терпимо относитесь к капризам. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

 

16. И в садике, и дома говорите с ребенком уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут ему поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

 

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью..

 

18. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить ребенка в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

 

19. Если вы заметили у вашего ребенка первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

 

20. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ.

 

21. По возможности укрепляйте иммунитет с помощью закалывания и прогулок.

 

 

Список табу для родителей

 

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:

✔ Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.

 

✔ Нельзя сравнивать поведение вашего ребенка с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!

 

✔ Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.

 

✔ Нельзя задабривать ребенка обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.

 

✔ Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.

 

✔ Нельзя обманывать ребенка, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.

 

✔Нельзя водить в садик больного ребенка.

 

Родители помните - главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

минобррф минобрко горуправа упробр упробр