МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Рекомендации родителям школьников

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
2. Ваша искренняя заинтересованность в школьных делах и заботах, серьезное отношение к его    первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4.  Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6.  Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.   Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
7. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
8. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
9.   Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне-и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
10.  Активно слушайте своего ребенка. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
11.  Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
12.  Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ


    Ура! Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник!
     Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, Вы вдруг с ужасом замечаете, что Ваш ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал "на счет раз", постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания. И вот впервые Вы стоите и краснеете перед отсчитывающим Вас учителем…
     Знакомая картина? Не расстраивайтесь! С Вашим ребенком все нормально. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на "взрослый лад". Чем же можно помочь ребенку в этот непростой период?  
1) Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах, внимательно беседуйте с ребенком: обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2)  Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
3)  Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка.
4) Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5) Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6) Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.  Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
7) Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
8) Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
9) Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
10) Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
11) Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование.
12) Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
13) В отношениях с ребенком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным.   
14) Попытаться спланировать свободное время, чтобы не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь вместе подумать, какие кружки мог бы посещать ребенок, кто из друзей составил бы ему компанию.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ


Адаптация в 10 классе – процесс, требующий психолого-педагогического сопровождения. Это обусловлено тем, что зачастую в 10 классе складывается новый коллектив: часть учащихся уходит из школы после 9 класса, меняя образовательный маршрут и переходя в другое образовательное учреждение. Классы сливаются, разбиваются на потоки, выстраиваются новые межличностные связи. Возникает учебная ситуация новой, старшей ступени, может измениться нагрузка и режим.
1) Попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией - а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".
2) Постарайтесь пронаблюдать: умеет ли старшеклассник конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, познакомьте его с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.
3) Мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
4) Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
5) Научить видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах, но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
6) Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности, может рассчитывать на помощь родителей.
7) Помогать рассчитывать свои силы и возможности не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учебе.
8) Не ждать только наивысших результатов.
9) Помогать, если не складываются отношения с учителями, или одноклассниками.

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ (ОТ ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКОВ)

 

 

 

1.  Делайте упор на те задания, в которых вы ошибаетесь.
2. Налаживайте контакт с учителями, находите к каждому педагогу свой подход.
3. Не бойтесь спрашивать у одноклассников что-либо.
4. Не волнуйтесь, сосредоточьтесь и действуйте. Будьте уверены в себе.
5. Советуйтесь и делитесь проблемами с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

минобррф минобрко горуправа упробр упробр