МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Насилие над ребенком

Насилие над детьми подразумевает любое действие или бездействие взрослых, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.
Психологи различают:
1. Физическое насилие  - нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний.
2. Сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
4. Психологическое насилие (эмоциальное):
Психологическое пренебрежение - последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение - унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его ви¬дов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоцио¬нального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов, разрыв печени .
2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.
3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

                                       
Помощь ребенку
Ребенок, переживший насилие по отношению к себе или членам семьи испытывает сильные чувства (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, непереносимым для него, что выразится в оцепенении и молчании.
У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты произошедшего.
Ребенок может испытывать чувство вины (считать причиной события свое предшествующее поведение).
Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет интерес к ранее увлекательным занятиям).
Именно поэтому:
1. Дайте ребенку понять: вам важно то, что он пережил, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).
2.  Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в играх).
3. Посмотрите вместе «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.
4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства («Ты чувствовал обиду...», «Тебе было страшно, потому что...»).
5. Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.
6. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки, объясните, что будет дальше).
7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите за хорошие поступки).
8. Поощряйте игры с песком, водой, глиной, рисование (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).
9. Буд
ьте «рядом»: показывайте искреннюю заинтересованность в рассказах ребенка. Но не будте слишком навязчивы.
9. Обратитесь с ребенком к психологу!

минобррф минобрко горуправа упробр упробр