МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Прогулы

Что входит в список основных  причин прогулов школьников?
- просто «на улице солнышко, тепло и все гуляют»;
- отсутствие веры в свой успех на уроках, среди детей;
- более интересные занятия, чем школьные уроки (к примеру, игры, кино, свидания - в более  старшем возрасте);
- недружелюбное (или даже агрессивное) поведение одноклассников по отношению к вашему ребенку – страх перед ними, конфликт с классом и неспособность его разрешить;
- плохие привычки (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);
- поддержка родителями капризов малыша (если родители относятся лояльно к прикрытию нежелания идти в школу ложным «плохим» самочувствием);
- учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;
- абсолютное нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;
- страх перед контрольными или тестовыми заданиями;
- несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;
- отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;
- завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;
- проблемы с социализацией (особенно в подростковом возрасте);
- подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям - с родительского согласия или без него);
- страх перед конкретным учителем, боязнь унижений с его стороны;
- желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков» класса/школы;
- «нелюбовь» к отдельным предметам (из-за отсутствия интереса пред ним или слабости (ментальной или физической) в их освоении)
- слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности)
Далеко не всегда удаётся сразу узнать о пропусках школы детьми. Психологи советуют обратить внимание на следующие « первые признаки » вероятности непосещений или предпосылок к ним:
- ребёнок часто жалуется на одноклассников и учителей;
- тяжело встаёт с постели и «тянет волынку», собираясь в школу;
- затягивает до последнего выполнение всех домашних заданий;
- системно просится остаться дома по пятницам или понедельникам;
- отрицательно реагирует на разговоры о школьной успеваемости;
- проявляет полное отсутствие заинтересованности, что носить в школу и как ходить (нет интереса в личной гигиене);
- частые проблемы со сном (даже с возможными регрессиями ночного недержания мочи);
- «необоснованное» нарушение питания;

- частые жалобы на головные боли, на боли в животе, без «очевидной» причины;
- наличие вредных привычек;
- дружба с неблагонадежными ребятами (или с незнакомыми вам);
- слишком закрытый личный мир ребёнка, нежелание пускать в него любого из родителей и т.п.
Непосещение ребенком школы ведёт не только к отставанию, но и к усугублению существующей проблемы, конфликта, нарастанию негативной репутации среди учителей, администрации школы и одноклассников.  К этому еще присоединяется и постоянный обман родителей. Причиной беспокойства должно стать не само непосещение школы, а нежелание или страх ребенка сознаться родителям, что ему очень не хочется идти в школу, почему у него появилось такое нежелание.


Рекомендуемое поведение с прогульщиком
При выяснении факта непосещений надо  поговорить с ребенком  и узнать о причинах. Достаточно откровенный ответ покажет вам, что ситуация не слишком тяжелая, что между вами существует некоторая степень доверия. Если ребенок сознается, это принесет ему самому облегчение. Вам придется лишь помочь ребенку справиться, устранить причину его нежелания идти на уроки. Если ребёнок не сознается, родителям нужно постараться разузнать это  у его ближайшего окружения, поговорить с учителями . И, проанализировав ситуацию, сделать собственный вывод. После необходимо ещё раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя своё мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, или ребенок, отрицая, назовёт истинную причину. Выводы о необходимых мерах по устранению и коррекции будут зависеть от самой раскрытой причины. К примеру, при отсутствии интереса к определенным предметам, некоторые специалисты допускают «легализацию» пропусков (обговорив это с учителями, выполняя лишь контрольные задания, если такой подход возможен в школе). Но большинство психологов и педагогов с таким методом всё же не особо согласятся. Возможно, стоит  пересмотреть направленность и способности малыша  и перевести его в специализированный класс/школу, совпадающие по направлению с его профилем, где «неинтересные» предметы значительно сократятся в объеме и будут лишь в ознакомительном режиме. Есть вероятность, что поможет и смена учителя, подающего материал. Иногда отстраненность, равнодушие, нежелание самого учителя заинтересовать ребенка могут быть причиной отсутствия интереса к предмету. Но не стоит критиковать педагога в присутствии ребёнка. Просто делайте вывод и решайте проблему допустимым для вас способом. Вряд ли стоит идти к директору и «менять» учителя – это может привести к новому конфликту, особенно, если ваша просьба не будет удовлетворена. Если не хотите менять класс/школу, можно поговорить с педагогом, вежливо попросив больше стимулировать вашего ребёнка из-за его особенностей восприятия данного предмета.
Причины деструктивного поведения и недопустимых привычек, агрессии со стороны одноклассников потребуют более серьёзного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения  вам поможет либо свой личный жизненный опыт, либо ознакомление с этими проблемами в специальной литературе, или помощь психолога.
При неуверенности в своих знаниях и силах, важно помочь ребенку в их обретении. В некоторых случаях стоит нанять репетитора, чтобы  «подтянуть» предмет , или заниматься больше самому с ребенком. Если ребенок прогуливает физкультуру, то можно продумать программу укрепления его физических данных, позаниматься вместе или отдать в какую-то секцию со стимулирующим, понимающим и любящим детей тренером.
Стоит  быть аккуратным в потакании слабостям ребёнка , в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.
При увлеченности играми следует ограничить время для них, разрешать  игровые занятия  лишь после  выполнения  домашнего задания , не нарушая режима сна.

Необходимо  воспитывать ответственность и организованность  у ребенка. Важно помочь ему составлять расписание своих дел, вовремя и полностью делать задания, привлекать к домашним делам, закрепив за ним его круг обязанностей. А также хорошо бы уделить внимание внешкольным кружкам, достижениями в которых он бы мог гордиться. Но следует контролировать, чтобы эти занятия не слишком мешали учебе и не создавали конфликты с преподавателями. Следует держать тесную связь с учителями и с руководителями кружков.

минобррф минобрко горуправа упробр упробр