МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Подготовка к школе

Обучение грамоте при подготовке к школе

  • Познакомить детей с понятиями предложение, слово, слог, звук.

  • Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме.

  • Учить анализировать предложение из 2—4 слов без предлога (определять количество, последовательность снов в предложении).

  • Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове.

  • Учить выделять заданные звуки среди других; соотносить звуки с буквами; находить изучаемые буквы среди других, сходных по написанию.

  • Учить выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук.

  • Учить детей определять первый гласный, первый и последний согласный звук в слове.

  • Учить определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).

  • Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

Речь взрослого является образцом речи для ребенка. Поэтому необходимо обязательно следить за своей речью:

  • четко и ясно произносить все звуки;

  • не «глотать» окончания и предлоги (лучше проговаривать их утрированно, выделяя голосом);                                   

  • выдерживать темп речи, доступный ребенку;

  • новые для ребенка слова и обороты, встречающиеся в тексте, непременно объяснять.

Речевая готовность ребенка к школе
К моменту поступления в школу ребенок должен:
- правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов);
- иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой);
-уметь пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т д.);
- грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д. (сформированность грамматического строя речи);
-правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи (сформированность связной речи);
- находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте).
Наличие у первоклассников отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создает серьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению, ведет к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы детей с речевым недоразвитием полны разнообразных специфических (орфографических и синтаксических) ошибок.

Формирование правильного звукопроизношения
Многие родители не слышат дефектного произношения ребенком некоторых звуков (так, например, горловое произношение звука [р] или двугубный звук [л], близкий к произношению [у], воспринимаются родителями за правильное их звучание). Поэтому состояние звукопроизношения, а также постановка и начальный этап автоматизации звуков должны осуществляться специалистом (учителем-логопедом). Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения только занятий с логопедом недостаточно, здесь необходима помощь родителей в автоматизации уже поставленных звуков (т. е, доведении приобретенного ребенком навыка до автоматизма). На первоначальном этапе речевой материал для закрепления поставленного звука должен произноситься утрированно (с выделением данного звука голосом).

Процесс автоматизации звука осуществляется поэтапно:
1) автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за взрослым слогов, слов, предложений с данным звуком);
2) автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки);
3) исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым;
4) автоматизация в различных формах ускоренной речи (скороговорки и т. д.);
5) автоматизация в самостоятельной разговорной речи.
Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребенка, исправлять его ошибки, добиваясь правильного произношения автоматизируемых звуков.
Развитие фонематического слуха и восприятия
Фонематический слух представляет собой сложную психическую деятельность по восприятию и различению звуков речи. Это основа правильного звукопроизношения, профилактика нарушений письменной речи в школьном обучении. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть опознать) каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков [б] и [п] он не будет знать, какая первая буква (б или п) должна быть в слове булка или в слове потолок Обычно смешиваются детьми звуки по звонкости — глухости (б—п, т—д, к—г, в—ф, с—з, ш—ж); по твердости — мягкости (с—сь, т—ть, л—ль и др.); свистящие — шипящие (с—ш, з—ж, щ—съ); соноры (р—л, ль—й) и др.
Для того чтобы развить у ребенка; способность к различению звуков, нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом на первых этапах различение в звучании несколько утрируется.
Развитие словарного запаса
Нарушение формирования лексики у детей с системным недоразвитием речи проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах слов по звуковой и ситуативной близости, трудностях актуализации словаря (родителям приводятся примеры). Работа по формированию лексического запаса дошкольников осуществляется параллельно с развитием их жизненного опыта, расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.). Здесь в первую очередь важно помнить, что ребенок должен четко представлять себе сами предметы, ты, roc свойства или действия для того, чтобы обозначать их с помощью слов.
Упражнения для развития словарного запаса

  • Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается называть все известные ему деревья, цветы).

  • Называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт...).

  • Подбор признаков к определенному предмету (яблоко — красное, круглое, сочное, ароматное, румяное, кисло-сладкое...).

  • Подбор возможных действий к предмету (снег — идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает...).

  • Подбор предметов к заданному действию (идет — снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время...).

  • Подбор антонимов — слов с противоположным значением (высокий — низкий, больной — здоровый, пустой — полный, говорить — молчать..).

  • Подбор синонимов — слов, близких по значению (бежать — нестись, мчаться; смелый — храбрый, отважный...).

Развитие грамматического строя речи

Для детей с речевым недоразвитием характерна также несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употреблении (или опускании в речи) предлогов, неправильном согласовании слов в предложении (употреблении родовых, падежных окончаний).
Родители должны внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки. Неисправленная грамматическая ошибка является лишним подкреплением неправильных условных связей. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать, как надо говорить правильно.
Как же исправлять грамматические ошибки детей? Допущенную ребенком неправильную форму не следует повторять. Нужно коротко указать ребенку: «Неверно, неправильно», затем предложить ему подумать, как сказать правильно (при затруднении — дать верный вариант ответа и добиться от ребенка его повторения).
В усвоении ребенком грамматических норм языка важную роль играет речь взрослого. Нужно говорить с ребенком четко и внятно, в доступном для него темпе, желательно выделять голосом предлоги, окончания существительных, прилагательных и пр. (то есть делать на них произносительный акцент).

Развитие связной речи

Причины возникновения у детей нарушений чтения и письма

минобррф минобрко горуправа упробр упробр