МБУ "Центр "Стратегия" г.Калуги - Рекомендации психолога

Рекомендации психолога

 Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии 

   Уважаемые родители! Памятка поможет вам определить эмоциональное состояние вашего ребенка и оказать ему психологическую поддержку.
   Разные события, в том числе и негативные, влияют на эмоциональное состояние человека и могут вызывать тревогу и страхи. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Но если мы не контролируем ситуацию, тревога становится чрезмерной.
   Самое главное, на что может повлиять взрослый, — собственное эмоциональное состояние. И это же самый действенный инструмент влияния на состояние детей, испытывающих тревогу или страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям и подросткам нужны стабильные, спокойные взрослые.

 

   Во что и зачем играть с малышом? (о роли эмоционально насыщенных и теплых отношений с значимым взрослым для развития ребенка первых трех лет жизни)
   Возрастные особенности детей 1-3 лет
   Мышление ребенка раннего возраста похоже на «впитывающую губку».  При этом познание мира ребенок осуществляет не изолированно, сам по себе, а вместе со своей «жизненной ситуацией развития». То есть растет и развивается целая система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельная личность.
   Учится малыш лишь у тех, кого любит и кому доверяет. Поэтому эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые годы жизни. Акцент в развитии ребенка раннего возраста должен быть не на стремлении научить его буквам и цифрам, а на общении и совместной игре, в условиях которых и происходит развитие ребенка.
   Помните: важно не количество, а качество проведенного вместе времени. Цените и наполняйте теплотой и любовью моменты пробуждения вашего малыша и перед засыпанием, встречи после разлуки, совместные прогулки и игры.
   Все это создаст крепкий фундамент для счастливой взрослой жизни вашего малыша.
   Зайчик на пальчик –игрушка для малыша, палочка-выручалочка для вас
   Традиционно игрушку «Зайчик на пальчик» делали детям с 2-3 лет, чтобы они имели друга и собеседника. Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии.
   Специальная форма этой куклы, которая позволяет надевать ее на палец, имеет двойное значение. Во-первых, так удобно взрослому играть с маленьким ребенком – надел игрушку на палец и можно сочинять истории, показывать представления. Во-вторых, малыш сам начинает играть с такой куклой, просовывая в нее пальцы и крепко сжимая их, пытаясь удержать. Что способствует развитию мелкой моторики.
   Итак, все, что нам потребуется – это чистый носовой платок, желательно размером побольше, или бумажная салфетка. Немного старания и можно играть!

  Зайчишка-трусишка
По полю бежал, в огород забежал,
Морковку нашел, капустку нашел –
Сидит, грызет. Ай, кто-то идет!

  Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.
Зайка мишку увидал, зайка – прыг и ускакал.
И за маму спрятался.
Где же, где же наши зайки? Вот они!

  Скачут зайки по дорожке прыг-скок, прыг-скок.
Скачут маленькие ножки прыг-скок, прыг-скок.
Спрятались!
(Мамы закрывают зайчиков руками, дети ищут)
Вот они! (Мамы поднимают руки) Нашлись!

Педагог-психолог Чеснакова Л.А.

 

  «Детско-родительские границы. В каком возрасте лучше начинать формировать границы и как это делать»
   Граница  – линия, ограничивающая пределы чьей–либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого. Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность.
   ●Выстраивание границ по сути своей –борьба. Дети отчаянно сопротивляются установлению границ, используя все доступные им способы. Однако здесь скрыт один важный парадокс! Не смотря на то, что дети на первый взгляд изо всех сил борются против установления границ, где-то в глубине души они желают, чтобы взрослые помогли им их обрести! Чем безобразнее и вызывающее ведет себя ребѐнок, тем сильнее в этом поведении его крик о помощи: «Помогите мне обрести границы! Без вашей помощи я этого сделать не могу». В семьях с выстроенными границами, дети, как правило, гораздо менее тревожны, в отличие от их сверстников «без границ». Понимание того, что рядом с тобой есть сильные, уверенные в себе взрослые, которые могут своевременно устанавливать необходимые рамки, дает ощущение защищенности и безопасности ребѐнку.
   ●В каком возрасте лучше начинать формировать границы? Чем раньше, тем лучше! В возрасте 3-4 лет дети уже способны понимать что можно делать, а чего нельзя. Ребенок 5-7 лет вполне способен нести свою ношу ответственности – спрашивать разрешения взрослых, прибирать свои игрушки и вещи.
   Составьте список правил поведения, которые должен соблюдать ребенок. Обсудите его с супругом, чтобы избежать ситуации возникновения «двойных стандартов». Научитесь говорить «нет»! Слово «нет» -один из основных способов установления границ. Научитесь отказывать своему ребенку. Это необходимо, т.к. не все то, чего желает ребенок для него действительно необходимо и полезно. К тому же, таким образом, ребенок сможет осознать, что не все в жизни можно получить, щелкнув пальцами, порой необходимо потрудиться для того, чтобы получить желаемое. И наконец, это научит ребенка считаться с желаниями и потребностями других людей.
   В воспитании ребѐнка используйте принцип ощутимых последствий.Уговоры, призывы к совести и угрозы, которые так и остаются угрозами –неэффективные способы коррекции поведения ребѐнка. Изменения возможны лишь в том случае, если ребѐнок столкнулся с ощутимыми последствиями за свое плохое поведение. Но при этом он начинает понимать,  что ответственность за свои поступки никто не отменял
   Не поддавайтесь на провокации и держите свое слово! Если ребѐнок за нарушение правил был наказан, то ни в коем случае не сокращайте срок наказания! Ребѐнок может бунтовать против ограничения или же начать демонстрировать примерное поведение, показывая, что он уже исправился и наказание можно отменить. Всѐ это попытки настоять на своем и в очередной раз избежать последствий. Дайте понять ребенку, что вы его любите и понимаете, но наказание не будет отменено.
   Поощряйте ребѐнка за его конструктивное поведение. Говорите ему о том, как для вас это значимо.
   Говорите ему о своей любви, поддерживайте его. Ведь пытаясь сформировать у ребенка границы, родитель действует из любви, проявляет заботу о благополучном будущем своего чада.
  Как же найти компромисс между «можно» и «нельзя», чтобы ребенок при этом понял обоснованность запретов?
   1. Запреты всегда должны соответствовать возрасту ребенка.
 Двухлетний малыш может не понять, почему, к примеру, нельзя погладить бездомную собаку на улице, а вот к трем-четырем годам объяснение этого запрета будет ему понятно. Поэтому наказывать ребенка за то, чего он еще в силу возраста не может понять, просто бессмысленно.
   2. Ставя запреты, нужно обязательно объяснять свою мотивацию.
 Почему нельзя переходить дорогу на красный свет, поднимать на улице конфеты, разговаривать с незнакомыми людьми, совать пальцы в розетку, отнимать игрушки у сверстников –все это можно легко и доходчиво объяснить детям простым и понятным языком.
   3. Ставя запреты, всегда спрашивайте себя, достаточно ли они обоснованы.  Действительно ли в этом запрете есть необходимость? Некоторым родителям проще запретить ребенку что-то просто потому, что так им самим будет спокойнее. Например, маме не хочется, чтобы ребенок испачкал или порвал хорошую одежду, и она запрещает ему играть с ровесниками в футбол на детской площадке. Или, к примеру, опасаясь, что ребенок сломает дорогую игрушку, она не разрешает малышу давать ее поиграть другим детям в садике. Такие запреты могут привести к тому, что ребенок будет либо слушаться вас и совершенно вам не доверять, либо –проявлять агрессию и отстаивать свои интересы.
   4. Наказание должно быть только за сознательное нарушение ребенком запрета, который он полностью понимает.
 Если малыш тянется руками к розетке, но мама никогда ему не говорила, что это опасно, не стоит наказывать ребенка –лучше спокойно отвести его от опасного места и объяснить, чем опасен  такой поступок и почему так делать нельзя. Если ребенок –зачинщик драк в детском саду, первоочередной мерой должно быть не наказание, а объяснение, почему его поступок считается плохим, что именно он сделал не так. Наказание же должно следовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему.
   5. Устанавливая запреты, обсуждайте их со всеми членами семьи.
   6. Будьте последовательны в том, что запрещаете
   7. Корректируйте список ограничений
   Не забывайте о том, что по мере взросления ребенка некоторые запреты останутся в силе, а некоторые не только можно, но и нужно будет отменить. Если, к примеру, ребенку в возрасте семи лет вы разрешали сидеть у компьютера в свободное время только час-два, то в возрасте 10-12 лет время его нахождения за компьютером, вероятно, придется увеличить в связи со школьными заданиями. То же самое касается и других запретов.
   8. Обращайте внимание на хорошее поведение ребенка

Педагог-психолог Кислова О.Н.

 

   «Как говорить с ребенком о выборе профессии?»
   Ваш ребенок не знает, кем хочет стать? Он агрессивно реагирует на вопросы родителей о будущем или игнорирует их? Поверьте: ваш ребёнок не безответственный! Выбор профессии для ребенка — важный и сложный шаг, ведь подростки ничего не знают ни о жизни, ни о себе.
   Можно ли ему помочь? Можно! Когда следует начинать разговор о выборе профессии?
   Готовить ребёнка к выбору профессии можно, начиная с 6-го класса — примерно с 12 лет. Именно в этом возрасте дети начинают делать шаги к тому, чтобы проявить себя как личность, осознать своё место в мире, найти хобби и интересы.
   Из чего складывается выбор професии?
   Прежде всего, нужно выявить способности ребёнка. Обычно людям интересно делать то, что у них лучше всего получается. Понаблюдайте за ребёнком, прислушивайтесь к тому, что он говорит. Если ваша дочь хочет записаться в секцию футбола, но вам больше нравится фигурное катание, не спорьте с ней. Если ребёнку не понравилась секция, не заставляйте его заниматься дальше — лучше обсудить другие варианты. Помогите ребёнку найти свои сильные стороны!
   Главная задача родителя.
   Ребенок должен сам выбрать профессию с вашей помощью, а не принять ваш выбор. Даже если ваша семья состоит только из врачей или учителей, ребёнок не обязан продолжать династию. Делая выбор за подростка, вы губите в нем ответственность и навык выбирать самостоятельно.
   Забудьте о собственных предпочтениях: ваша цель — помочь ребенку найти себя. Вы должны стать для ребенка тьютором — человеком, который его направляет. Задавайте наводящие вопросы, помогайте воплотить желания в жизнь, поддерживайте и давайте советы. Вы должны выбрать профессию вместе с ребенком, но не вместо него.
   Как построить разговор о выборе профессии для ребенка?
   Между вами должна быть доверительная атмосфера. Подросток должен понять, что вы «за», а не «против» него, что вы поддержите его, что бы ни случилось. Если вас не устраивает выбор ребёнка — не злитесь и не настаивайте. Предложите обсудить этот вопрос спокойно: выслушайте аргументы ребёнка, пусть он выслушает ваши. Не перебивайте друг друга, старайтесь прийти к соглашению.
   Если у вас нет вариантов для обсуждения или все они не устроили вашего ребёнка, составьте с ним план действий для профориентации. Можно пройти тесты, сходить на консультацию к психологу, посетить различные мастер-классы, волонтёрство, секции или кружки. Составьте план «Б» — список запасных вариантов, которые можно рассмотреть, если ребёнок передумает или у него что-то не получится.
   Главное – убедите подростка в том, что он не делает выбор раз и навсегда. Всегда можно получить второе образование, пройти курсы переподготовки, сменить работу. Не нужно делать что-то лишь потому, что «уже так было решено». У нас одна жизнь, и нужно провести её так, чтобы не жалеть об упущенном в старости.

Педагог-психолог Кислова О.Н.

 

 СЕЛФХАРМ У ПОДРОСТКОВ: КАК СПРАВИТЬСЯ С САМОРАЗРУШИТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
   Селфхарм (от self-harm)- это преднамеренное причинение себе какого-либо вреда без суицидальных намерений. Выражаться это может в любых действиях, вызывающих чувство боли или дискомфорта. В большинстве случаев, осознанно или неосознанно самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль. Из-за того, что внимание подростка переключается на чувство физической боли, эмоциональная боль притупляется, временно ослабевают: ощущение тревоги, стресса, чувство вины, мучительные воспоминания.
    Как избавиться от селфхарма? Для начала важно понять, что именно в поведении подростка относится к самоповреждению. Попробуйте выписать все эти действия.
   Затем проанализируйте, в каких ситуациях появляется это поведение либо тяга к нему. Важно увидеть, что запускает этот механизм. Часто самоповреждению предшествуют достаточно однотипные ситуации и триггеры.
   Спросите своего ребенка, что он думает, чувствует в этот момент. Человеку в тяжелом эмоциональном состоянии зачастую сложно определить, какое именно чувство он испытывает. Близкие люди могут в этом помочь, сказав: «Тебе сейчас плохо, потому что ты чувствуешь тревогу, или вину, или грусть», — и затем предложить другие, более здоровые способы с этим справиться. Когда мы понимаем, что с нами происходит, найти решение становится гораздо проще.
   Подумайте, вместе с ребенком, чем можно заменить свои негативные мысли, стратегии поведения на более эффективные способы решения проблемы. (Например: негативная мысль - «Боюсь идти в школу, получу двойку», более позитивная мысль - «Не вешать нос! У меня еще есть время, чтобы получше подготовиться. Даже если и получу-исправлю, двойка-это не конец света. Помимо оценок есть многое, что меня радует в жизни»).
   Советы подросткам. Если вы чувствуете негативное эмоциональное возбуждение или у вас появились негативные мысли, которые могут привести к самоповреждению, можете выбрать следующие действия:
   – ударяйте в боксерскую грушу (мешок);
   – порвите старый журнал;
   – на фото или на рисунке красной ручкой нарисуйте раны, которые вы бы хотели себе нанести. Затем порвите изображение;
   – включите громкую музыку (если она не будет мешать соседям) и танцуйте;
   – уберитесь в квартире;
   – сделайте пробежку или займитесь кикбоксингом;
   – пойдите в боулинг – шумное занятие, требующее физических нагрузок;
   – покричите в подушку при громко включенной музыке или в машине с закрытыми окнами;
   – примите ванну с ароматизированным маслом или пеной;
   – пожалейте себя, качаясь в кресле-качалке под теплым одеялом;
   – встретьтесь с другом/подругой и поговорите о том, что нравится вам обоим;
   – включите интересный фильм или почитайте книгу;
   – напишите себе письмо, перечисляя все свои хорошие качества;
   – устройте сеанс йоги или растяжки;
   – сожмите в руках кусочки льда или положи лед на то место, которое ты хочешь обжечь. Лед спровоцируют сильную боль, и оставит красный след, похожий на ожог горячим предметом, но без шрамов;
   – сконцентрируйтесь на своем дыхании, следите за движениями грудной клетки и живота при каждом вдохе/выдохе.
   Если у вас не получается справиться с селфхармом самостоятельно, обратитесь к специалистам, которые Вам окажут профессиональную помощь (психологу, психотерапевту).
   Педагог-психолог Юрова О.Н.

   Как говорить детям о том, что сейчас происходит?
   События, происходящие сегодня в мире, волнуют всех. Не исключение и наши дети. Они включены в жизнь и не могут быть изолированы полностью от нее.
    Информация, которая поступает из телевизора, соцсетей и разговоров взрослых, напрямую попадает в несозревший мозг и неокрепшую психику ребенка.
Говорить или не говорить с ребенком о происходящем?
    Если Вы сами взволнованы, обсуждаете текущую ситуацию в семье, телевизор работает в фоновом режиме и ребенку доступен информационный контент, то говорить. Вы не можете скрыть то, что происходит, ребенок чувствует волнение взрослых и ему надо понимать, почему взрослый испытывает эти чувства. Если взрослые будут скрывать информацию, отрицать ее: «все хорошо», «это далеко от нас», «ничего страшного», но при этом невербально (мама плачет) демонстрировать совершенно другие чувства, то это приведет к снижению доверия ребенка к вам, непониманию и повышению уровня тревоги.      Так как ребенок не в состоянии выстроить у себя в голове «картину происходящего», это может привести к развитию чувства вины: «это все из-за меня», «это я что-то сделал не так». Ребенок «достроит» у себя в голове искаженную картину происходящего.
    Не замалчивать происходящее. Самое худшее – это делать вид, что ничего не происходит и отрицать факт того, что что-то происходит. Нужно рассказать ребенку, что в жизни бывает и плохое и хорошее, невозможно все время ограждать его от негативных сторон жизни. Если замалчивать проблему, это приведет лишь к большей тревожности ребенка.
    Содержание беседы должно быть направлено не на разъяснение политической ситуации, правильности или неправильности принятых решений политических лидеров, не на навязывание ребенку вашей точки зрения, а на поддержку.
    Не используйте слова, которые для ребенка являются новыми или непонятными. Например, вы можете сказать, что между странами конфликт (ссора для маленьких детей). Детям младшего возраста не обязательно говорить слово «война» и показывать пугающие картинки. Пример разговора: «Люди переживают, некоторые боятся – такое бывает при ссорах. Мы будем верить в то, что взрослые смогут быстрее договориться и все скоро закончится мирно. Мы с тобой сейчас в безопасности, в нашей жизни почти ничего не поменялось. Все мои переживания (слезы) с тобой никак не связаны, знай об этом».
   •Самое главное – не обесценивать происходящее, не отрицать его, а проговаривать то, что происходит, максимально безопасно для ребенка и на понятном ему языке.
   •Ребенок должен испытывать чувство безопасности рядом с родителями, он должен в Вас увидеть человека, который может оказать помощь и поддержку.
   •В процессе беседы принимаем любые эмоции и чувства ребенка. Говорите ему, что Вы хорошо его понимаете и чувствуете тоже самое.
   •Если страшно, помогаем прожить этот страх.
   •Если ребенок плачет, находимся рядом с ним и поддерживаем. Слезы в этом случае снижают уровень стресса и помогают пережить то, что невозможно изменить в реальности.
   •Нельзя сажать ребенка перед телевизором и в деталях погружать его в происходящие события. Дети более восприимчивы и эмоциональны, можно просто поранить психику.

   Как рассказать ребенку, что папа уходит в армию?
   •Нужно учитывать возраст, и если мы говорим с четырехлеткой, мы рассказываем, скорее, о том, что папа, например, уезжает делать важное дело.
   •Самое главное объяснить ребенку, что поменяется в его жизни: из садика его пока будет забирать не папа, а бабушка (мама, тетя и т.д.). И что он(а) сможет делать для папы рисунки, которые потом ему передаст.
   •Разговоры про страх или угрозу жизни должны быть осторожными. Если ребенок где-то про это уже слышал и задает такие вопросы, то говорить можно о том, что «Я тоже боюсь, опасаюсь, но несмотря на опасность, большинство возвращаются живыми и невредимыми».
СТОП!  Если Вы сами не справляетесь со своими чувствами, рассказывать о том, как это может быть страшно и ужасно, то есть делать из ребенка партнера, психолога – это неверно!
   Рекомендация:
   Если папа уходит, а мама сама плачет и не может справиться с тревогой, то хорошо, если рядом окажется взрослый человек, который сможет с ним спокойно поговорить. Дать опору и поддержку ребенку.
   Разговор с семилетним и старше ребенком.
   •Семилетние дети уже точно входят в социум под названием школа, где все эти темы обсуждаются. Очень важно родителям говорить с ребенком, иначе он будет верить всему, не очень понимать и больше переживать.
   •Если ребенок спросит, может ли с папой случиться что-то плохое, ничего не скрывайте, но попробуйте обратить внимание и на что-то хорошее, и на то, что плохое не обязательно должно случиться. Распечатайте фотографии на которых есть папа, придумайте аффирмации. Например: «Мой папа вернется живым и здоровым», читайте утром и вечером.
   Разговор с 14 – летним и старше.
   •С ними тоже нужно говорить о том, что в их жизни поменяется, когда папа уедет. Расскажите, какие у них появятся новые обязанности, при этом, еще раз, не нужно делать из ребенка партнера. Обращаться к нему за помощью, пока нет папы, нормально, но он должен оставаться для вас ребенком.
   •В общении с подростком имейте в виду возможные протестные реакции, свойственные этому возрасту. Ребенок может отдаляться от вас, уходить от контакта. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда на связи.
   •Подросткам бывает сложно показать чувства, хотя внутри их много. Если пока не готов обсуждать их с вами, продумайте альтернативу. Он мог бы обсуждать то, что не обсуждает с родителями, со своим дядей или в группе «опорных» друзей (в какой- нибудь секции).
   Итак, стараемся сохранить привычный образ жизни ребенка – посещать секции или заниматься дополнительно дома тем, что ребенок любит делать: настольные игры, совместные занятия, творчество, успокаивающие, ароматизированные ванны. Не запрещайте игр в войну, ведь именно в игре ребенок может прожить тревожную для него ситуацию.   Сохраняйте контакт с ребенком любого возраста: чаще разговаривайте с ним - что он чувствует, чего он боится и что его волнует, обнимайте и это поможет ребенку безопасно прожить этот период времени.

Педагог-психолог Кислова О.Н.

   Панические атаки
   Что это?
   Паническая атака представляет собой необъяснимый, мучительный для человека, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Панические атаки (далее-ПА)  распространенное явление среди подростков в наше время.
   Как проявляется ПА?
   К основным ее признакам можно отнести:       
   -учащенное сердцебиение или пульс;
   -ощущение нехватки воздуха;
   -боль в груди;
   -тошнота или боль в животе;
   -онемение конечностей;
   -слабость, головокружение, повышение давления, ощущение падения в обморок;
   -страх смерти, сумасшествия или полной потери контроля над собой;
   -наличие навязчивых негативных предположений «Я умираю», «Я схожу с ума»;
   -приливы холода или жара;
   -дрожь;
   -усиление потоотделения.
   Паническая атака представляет собой своеобразный сбой работы системы организма, который неправильно оценивает ситуацию, видя в ней чрезмерную опасность.
   Как происходит?
   Отправной точкой запуска ПА является стрессовая ситуация, тревожные мысли. В этот момент срабатывает инстинкт самосохранения в виде реакции «Бей или беги». Происходит мобилизация организма с целью выживания, выброс гормона адреналина в кровь. Усиливаются телесные ощущения в виде учащенного сердцебиения, тошноты и тд. У человека происходит фиксация внимания на этих ощущениях, увеличивается тревога.
   Причины возникновения ПА?
   Причинами ПА могут быть: индивидуальные личностные качества человека (мнительность, тревожность, чрезмерная настороженность), наличие психологической травмы, генетическая предрасположенность, нарушение работы эндокринной системы, чрезмерная усталость, эмоциональное истощение и многие другие.
   Кто может поставить диагноз?
   Паническое расстройство относится к заболеваниям и внесено в МКБ-10. Не стоит заниматься самостоятельной постановкой диагноза и самолечением, так как существуют болезни с похожей симптоматикой. Точно поставить диагноз сможет только врач (невролог, психиатр, психотерапевт) по результатам обследования. Также могут понадобиться дополнительные консультации смежных специалистов (кардиолога, эндокринолога, терапевт и тд.). При установленном диагнозе, клинический психолог может оказывать психологическую помощь людям, страдающим ПА.  Для этого применяется когнитивно-поведенческая терапия, дыхательные техники, мышечная релаксация.
   На что должна быть направлена работа со специалистом  для избавления от ПА?
К основным задачам можно отнести: снятие симптомов ПА, создание ощущения безопасности и уверенности в себе, пополнение ресурсов, проработка заблокированных переживаний, коррекция тревожности. Однако все мы очень разные и причины ПА у каждого свои, зачастую бывает, что их не так просто выявить. Поэтому только совместная работа со специалистом поможет максимально справиться с ПА.
   Что делать в момент приступа ПА?
   1.Постарайтесь успокоиться. Паническая атака вызывает чувство страха, но при этом не несет реальной угрозы вашей жизни. Помните об этом.
   2.Нормализуйте, замедлите свое дыхание (подышать в бумажный пакет или сложенные ладони в «лодочку»).
   3.Переключите свое внимание на внешнюю обстановку с помощью техник заземления. Предлагаю познакомиться с упражнением «5 органов чувств». Перечислите 5 предметов, которые видите; 4 звука, которые слышите; 3 предмета, которых касаетесь; 2 запаха, которые ощущаете; 1 вкус, который  чувствуете.
   4.Используйте упражнение «Провокация».
   Это упражнение основано на принципе, чем сильнее вы сопротивляетесь, тем больше ухудшается ваше самочувствие. Победить панику-это значит не сопротивляться ей, а наоборот дать себе ее прожить. Попробуйте мысленно усилить свое состояние. В момент приступа скажите себе несколько раз: «Давай еще сильнее!». Выполняя это упражнение без сопротивления и страха, вы научитесь останавливать приступ паники.

педагог-психолог Юрова Олеся Николаевна.

 

   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
   1.Сохраняйте привычный образ жизни: продолжайте делать повседневные дела, поддерживайте социальные связи, проявляйте заботу о  близких вам людей, уделяйте внимание своему психическому здоровью.
   2.Радуйтесь каждому прожитому дню. Выстраивайте планы на ближайшее будущее: на день, на неделю, на месяц.
   3.Постарайтесь разгрузить себя от чрезмерной деятельности. Решайте проблемы по мере их поступления.
   4.Наполняйтесь ресурсом (читайте книги, рисуйте, смотрите любимые фильмы, делайте все то, что вы любите).
   5.По возможности больше гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь любимым видом спорта. Все это способствует снятию психоэмоционального напряжения.
   6.Пытайтесь сами регулировать свое состояние. Не допускайте мысли «Мой муж не отвечает на телефонный звонок. С ним что-то случилось». Перефразируйте свою мысль:  «Возможно, сейчас  он занят, следует подождать, или перезвонить самой спустя время».
   7.Фокусируйте внимание на позитивных жизненных моментах и событиях. Задавайте себе вопросы: «Рассматриваю ли я всю подробную информацию или обращаю внимание только на негатив?».  
   8.Старайтесь без оценочно относиться  к ситуациям, происходящим вокруг вас. Оценки  по принципу: «всегда-никогда», «плохо-хорошо», «черное-белое», «друг-враг» усугубляют итак неустойчивое психоэмоциональное состояние.
   9.Избегайте обсуждения политических тем с близкими и коллегами. Негативные эмоции могут привести к ссорам и конфликтам.  
   10.Дозируйте поток получаемой информации,  пользуйтесь проверенными источниками,  представляемые в СМИ.  
   Достоверную информацию вы можете получить по  телефонам:
  122 – Горячая линия по вопросам мобилизации населения (общероссийская)
  8-910-520-31-09 – Горячая линия прокуратуры Калужской области по вопросам мобилизации населения
  Сайт: объясняем.рф
   11.При необходимости обращайтесь к специалистам. Бесплатную консультативную психологическую помощь семьям мобилизованных граждан можно получить в рамках проекта «Психология для всех». Для записи на консультацию ПИШИТЕ в Ватсап на номер +7 953 32 98 112.  
   КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ     
   1.Разговор с ребенком необходимо начинать, когда родители сами находятся в спокойном состоянии. Необходимо продумать каждое слово, которое вы хотели бы сказать ребенку.
   2.Разговаривая с ребенком на тему СВО, мобилизации родителя, учитывайте его возрастные особенности:
   - детям дошкольного возраста можно объяснить на примере мультфильма, что наша Родина нуждается в защите, папа нас не бросает, а едет на специальное задание, как супергерой. Перед отъездом папа может вручить ребенку на хранение свою личную вещь, которая важна для него.
   - с детьми младшего школьного возраста необходимо говорить с учетом того, что все проблемы могут активно обсуждаться в школе: «Да, могут быть разные ситуации, но мы надеемся на хорошее, плохое не обязательно должно произойти».
   - с детьми подросткового возраста надо быть аккуратными и тактичными, так как большинство из них хорошо информированы и имеют свою точку зрения. Поэтому, больше спрашивайте подростка о его эмоциях, чувствах, старайтесь не навязывать свое мнение.
   3.Очень важно налаживать тесный контакт с ребенком:  общайтесь на уровне «глаза в глаза», при необходимости возьмите ребенка за руку, подержите за плечо, обнимите и т.д. Это дает детям ощущение безопасности, избавляет от чувства одиночества.
   4.Напряженность психоэмоционального состояния у детей помогут снять различные совместные игры, просмотр мультфильмов или семейные фильмы, чтение книг, прогулки на свежем воздухе, забота о домашних животных, приготовление ужина и т.д.
   5.Старайтесь меньше замечать негативные стороны своего ребенка, обращайте внимание на любые его достижения. Поддерживайте и хвалите ребенка, говорите, что Вы его любите.  Доверительные отношения дадут возможность ребенку высказать вам свои переживания и мысли.  Если вы почувствовали, что ребенок нервничает, капризничает или ему страшно, хочется плакать, то предложите проявить свои чувства в рисунках, играх, действиях с подручным материалом.
   6.По возможности обеспечьте ребенку больше сна и отдыха.
   7.Не стоит ограждать ребенка от ваших переживаний и чувств. Внушайте, что все трудности являются временными, а преодолеть сложный жизненный период проще вместе и поддерживая друг друга в семье.
   8.При необходимости обращайтесь с ребенком за консультацией к специалистам. Бесплатную консультативную психологическую помощь семьям с детьми мобилизованных граждан можно получить в муниципальном бюджетном учреждении «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Стратегия» города Калуги. Запись на консультацию по телефону 56-10-34 (понедельник и пятница с 09.00 до 10.00 часов).

педагог-психолог Юрова Олеся Николаевна.

минобррф минобрко горуправа упробр упробр